Американские стратеги: США увязли в затяжном кризисе, выход из которого будет искать преемник Обамы

Американские стратеги: США увязли в затяжном кризисе, выход из которого будет искать преемник Обамы

В материале «Переосмысление войны против «Исламского государства» и стратегии США по борьбе с терроризмом и борьбы с повстанцами» эксперт авторитетного американского Центра стратегических и международных исследований А. Кордесман рассматривает стратегические проблемы, с которыми столкнулась американская политика с начала 2000-х годов.

Ряд американских экспертов говорит о новой революции в военном деле, на сей раз «военно-гражданской», связанной с необходимостью разрешения тяжелого кризиса. Кризис этот связан с тем, что США увязли в многолетнем конфликте, выход из которого придется искать уже новому американскому президенту.

Почти 15-летняя война начиналась как ограниченная кампания против терроризма, но быстро превратилась в важнейшее противостояние с инсургентами в Афганистане и Ираке. В этот же ряд американские исследователи ставят военную активность США в Йемене и в Сирии. Как парадокс отмечается главная роль американских военных в свержении лидера Ливии Муамара Каддафи.

Суть выдвигаемой американскими авторами концепции в том, что основная причина всех конфликтов не в расширяющейся экспансии исламистов, а во внутренних нестроениях государств. Афганистан, Йемен, Ирак, Сирия и Ливия в версии США являлись, фактически, несостоявшимися государствами, со внутренней политикой, основанной на насилии, неэффективными системами управления, распавшимися экономиками. Протестные движения, как утверждают американцы, не были связаны с иностранными военными вмешательствами.

Экстремизм пришёл на смену секуляризму, в результате глубоких религиозных, этнических, региональных и иных внутренних противоречий и конфликтов, которые так и не были решены местными властями. Проблемы были столь велики, что их результатом стала гражданская война. И, несмотря на то, что в конфликтах принимали участие внешние силы, прежде всего, США и СССР, в гражданские войны они переросли в результате, прежде всего, провала государственного строительства и, также, роста уровня насилия.

Ряд американских исследовательских программ демонстрирует связь между эскалацией насилия и снижением качества управленческих решений в политике и экономике. Их данные подтверждают концепцию, утверждающую, что именно общие вопросы качества государственного управления являются основой современных гражданских войн в исламском мире. И без их разрешения военные победы над теми или иными экстремистскими группировками не приведут к осязаемым положительным результатам.

Также, по мнению эксперта Центра, исследования позволяют вскрыть причины, по которым Америка оказалась втянутой в противостояние с террористами и инсургентами по всему миру. По мнению исследователей основная причина не в террористических или экстремистских движениях, а в неспособности правительств государств, в которых они возникли, к обеспечению нормальных систем управления, устойчивого развития и стабильности экономик, поддержки собственных граждан, наконец, нормального репрессивного аппарата.

Американские эксперты выделяют следующие группы угроз, приводящих к длительным гражданским войнам:

Качество государственного управления, в т.ч., в сфере безопасности. Авторитаризм, неспособность справиться с внутренними разногласиями, низкое качество управления, коррупция, неудачи экономического развития, демографическое давление и удельный вес молодежи, репрессии и насилие со стороны сил внутренней безопасности, слабые органы безопасности выделяются в качестве первостепенных причин для возникновения затяжных гражданских противостояний.

Превращение первоначально умеренных и миролюбивых движений в экстремистские из-за проблем в области военного и гражданского управления и падение правительств.

Применительно к политике США в регионе выделяются следующие вопросы:

Необходимость постоянного изменения в подходах к борьбе с инсургентами. В качестве одной из основных проблем выделен отказ от изучения собственного опыта. Также важен вопрос преуменьшения проблем государств, подвергающихся экстремистским угрозам. Отсутствие тщательно подготовленных программ военных действий и мирного строительства. Частая ротация специалистов и недостаточное привлечение экспертов. Порочный круг неэффективного расходования ресурсов, провала создания структур государственной безопасности и слишком раннего вывода сил, в результате вместо снижения угроз происходит их нарастание.

Выделяются также иные внешние угрозы: со стороны союзников, нейтралов, противников.

Американские эксперты полагают, что ни тактические, ни стратегические военные успехи не могут положить конец гражданскому конфликту и обеспечить прочные стабильность и безопасность. Концепция создания национальных государств на Ближнем и Среднем Востоке может стать непопулярной, так как практика показала, что внешняя помощь может быть эффективна только в случае обеспечения устойчивого развития силами самих государств, находящихся в состоянии гражданской войны. Возможно, что суровая реальность в том, что гражданскую войну могут окончить только общество и лидеры, готовые осуществлять масштабные реформы и изменения.

Одновременно, США должны начать придерживаться более реалистичного взгляда на происходящее в современных войнах, оценивая меры и результаты воздействия на конфликты и неустройства исламского мира и развивающихся стран.

Возможно, мы наблюдаем за очередной, превосходящей «цифровую», революцию в военном деле, происходящую сейчас в сфере взаимодействия мирных и военных институтов.

Этот тезис становится яснее при взгляде на войны в Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии, Сирии.

США смогут достичь успеха только в том случае, если создаваемые силовые структуры будут опираться на качественные национальные системы управления, общественную поддержку и, что немаловажно, тщательно разработанные программы действий на стыке военной и гражданских сфер.

Перевод подготовлен экспертом Центра «Табула ( tabula.su) Василием Дьяковым.

Поделиться статьей: