Российско-японские отношения после украинского кризиса в оценках британских экспертов

Российско-японские отношения после украинского кризиса в оценках британских экспертов

На сайте одного из наиболее авторитетных британских экспертных центров Международного института стратегических исследований (IISS) была опубликована статья научного сотрудника Программы исследований России и Евразии Джона Дреннана, посвященная российско-японским отношениям после украинского кризиса.

По словам автора, после присоединения Крыма к России и последующей поддержки РФ сепаратистов [здесь и далее сохраняется терминология автора] в восточной Украине, США и ЕС возглавили режим санкций, направленный на изменение стратегического положения Москвы. Как член G7 и союзник США, Япония присоединилась к своим партнерам для того, чтобы наказать Россию, хотя и проявила меньшее рвение.

Вместе с тем Дж. Дреннан полагает, что до конфликта на Украине российско-японские отношения улучшились до наиболее конструктивного уровня в новейшей истории. Таким образом нынешний кризис осложнил дипломатические усилия Токио по ключевым вопросам в двусторонних отношениях, вынудив японское правительство тщательно балансировать между выполнением своих обязательств перед американскими союзниками и поддержанием общей с G7 солидарностью с одной стороны, и попыткой «держать дверь открытой» для нормализации отношений с Россией с другой стороны.

До украинского конфликта, российско-японские отношения неуклонно улучшались. Наиболее важный вопрос в двусторонних отношениях - территориальная принадлежность Курильских островов или, как их называют в Японии "северных территорий". В центре спора четыре острова Курильской гряды - Кунашир, Хабомаи, Шикотан и Итуруп, расположенные в Охотском море. В настоящее время они в принадлежат России. Впервые за более чем 60 лет обе стороны, казалось, договорились о том, что разрешение проблем потребует взаимных уступок.

В 2001 году обе стороны отошли от бескомпромиссной позиции, когда тогдашний премьер-министр Японии Ё.Мори и президент России Владимир Путин подтвердили, что Совместная декларация 1956 года будет отправной точкой для переговоров. Этот документ предусматривал возвращение двух островов в Японию только после заключения мирного договора между Японией и СССР. Япония и США подписали в 1960 году Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности. В результате, Советский Союз отказался признать Совместную декларацию. Москва придерживалась этой позиции до 2001 года.

После того, как Синдзо Абэ пришел на пост премьер-министра в 2012 году, он стал посылать Москве сигналы о своем намерении ускорить работу в направлении заключении мирного договора с Россией. Также в 2012 году Путин заявил, что Москва будет добиваться соглашения с Токио "приемлемого компромисса или чего-то вроде хикивакэ", то есть, выражаюсь терминами дзюдо, "вничью". В апреле 2013 года, Абэ и Путин на саммите в Москве пообещали "дать указание своим министрам иностранных дел активизировать переговоры, чтобы выработать решение, приемлемое для обеих стран по вопросу мирного договора". Позже Абэ продемонстрировал продолжение этой линии, посетив церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. в День северных территорий, в тот день, когда японцы традиционно предъявляют претензии России.

Кризис на Украине, который разразился в начале 2014 года быстро осложнил отношения Токио с Москвой. Наряду с западными партнерами Япония ввела санкции против российских граждан и компаний. 18 марта 2014 года Токио приостановил переговоры, связанные с ослаблением визового режима и переговоры об инвестициях, сотрудничестве в космической сфере и мерах по укреплению доверия. 29 апреля 2014 г. Министерство иностранных дел Японии отказало в визах 23 лицам, которые были обвинены в нарушении территориальной целостности Украины. 5 августа Япония заморозила активы 40 россиян и двух крымских компаний. В сентябре японское правительство запретило выдачу ценных бумаг отдельным российским банкам и усилило ограничения на экспорт продукции и технологий, которые возможно использовать в оборонных целях.

В тот же период, Россия продемонстрировала усиление своего присутствия на Курилах. В августе российские военные провели учения на Курильских островах, а в сентябре новый аэропорт был открыт на острове Итуруп. Вскоре после этого глава Администрации Президента России Сергей Иванов посетил остров, что японское правительство отметило с "величайшим сожалением". Россия также ввела контрсанкции против против японских чиновников.

Вместе с тем японским антироссийским санкциям далеко до санкций, которые ввели ее евроатлантические партнеры, что говорит о том, Токио не хочет всерьез втягиваться в противостояние с Москвой. Несмотря на санкции Японии и активизацию России на островах, обе стороны по-прежнему выражают надежду на то, что они могли бы прийти к взаимоприемлемому решению. На саммите в ноябре 2014 года Путин сказал Абэ: "Отношения развиваются весьма успешно и в экономической и политической сферах. Когда я упоминаю политическую сферу, я имею в виду возобновление наших переговоров о заключении мирного договора». Конфликт на Украине не затронул других вопросов. Например, две страны провели совместные военно-морские учения в октябре 2014, направленные на решение поисково-спасательных задач и борьбе с пиратством.

Для Японии, нормализация отношений с Россией представляет практические выгоды. Очевидно, решение территориального спора может быть основным успехом для правительства Абэ. Токио также стремится получить доступ к российским углеводородам, особенно после катастрофы на Фукусиме в 2011 году. Еще более важным является использование России для достижения баланса в регионе, против растущего влияния Китая. Это ключевая цель японской политики национальной безопасности.

Когда произошел кризис на Украине, Россия углубила свое сотрудничество с Китаем на нескольких направлениях. Токио естественно обеспокоен стратегическим союзом таких крупных соседей, как Россия и Китай. Сотрудничество Японии и России может уменьшить эффект российско-китайского союза. Японско-российское сотрудничество согласовывается с американской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в другом случае, Вашингтон, вероятно, содействовал был российско-японским отношениям. Вместо этого, американские чиновники утверждают, что сейчас не время, чтобы вести дела с Россией по привычным правилам ("business as usual").

Россия тоже выиграла бы от усиления сотрудничества с Японией. Рост экспорта в Японию принесет дополнительный доход в бюджет. Кроме того, японские инвесторы на российском Дальнем Востоке могут помочь компенсировать рост китайского влияния в регионе. Улучшение отношений с азиатской региональной державой дает России шанс сбалансировать ее политику на Тихом Океане. Несмотря на звук фанфар по поводу российско-китайского стратегического партнерства, многие в Москве по-прежнему обеспокоены, что ориентированная на Китай политика может в конечном итоге превратить Россию в младшего партнера Китая.

Помимо беспокойства по поводу угрозы международному праву, которую представляют действия России на Украине, Токио также сталкивается с гораздо более насущными проблемами у себя дома. Украинский кризис является, в конечном счете, вопросом европейской политики. Таким образом, Абэ прагматично и деликатно балансирует в интересах национальной безопасности. Однако в будущем поддержка баланса между двумя приоритетами внешней политики - единством с союзниками и развитием более тесных связей с Москвой - может стать все более и более трудным делом.

Перевод подготовлен экспертом исследовательского центра "Tabula" Антоном Руденским.

Поделиться статьей: