Реформы и сопротивление: избирательное государство Украины

Реформы и сопротивление: избирательное государство Украины

Постмайданный подход «победитель получает все» представляется ключевой особенностью текущего состояния Украины: во власти находятся избранные олигархи, процветает избирательное правосудие и избирательная деолигархизация, чтобы держать чужих на расстоянии от власти, реформы носят выборочный характер, в том случае если совпадают государственные и личные интересы или есть сочетание местного и западного давления. Угроза со стороны России остается главной причиной, почему такое избирательное государство терпят собственные граждане, и поддерживает Запад.

Словацкий эксперт, внештатный исследователь программы «России и Евразия» Центра Карнеги Балаш Ярабик анализирует текущую ситуацию на Украине.

Несмотря на все трудности, Украина как государство смогло выжить. Реформы пусть медленно, но ведутся, что дает повод для осторожного оптимизма. Тем не менее, Киев вызывает всё большее разочарование западных экспертов, у которых были большие ожидания после Евромайдана. Даже исключая Крым и Донбасс, на территории страны, не затронутой конфликтом, процветает политическая безнаказанность, конкуренция интересов олигархов, слабая центральная власть и разочарованного общества. 

Рост экономики под вопросом 

Наиболее заметный прогресс был достигнут в стабилизации финансов Украины. Это включает в себя институциональную реформу Национального банка Украины, новую фискальную политику, умеренное снижение государственных расходов, продолжение программы стабилизации Международного валютного фонда (МВФ), достигнутое соглашения Украины с частными кредиторами. В результате международные агентства повысили кредитный рейтинг страны. Западные эксперты отмечают перспективные признаки возможного восстановления экономики.

Тем не менее, росту экономики Украины в 2016 году препятствуют продолжающиеся дискуссии о налоговой реформе и государственном бюджете 2016 года. Приемлемые для МВФ и Запада макроэкономические показатели бюджета были достигнуты за счёт снижения уровня жизни простых украинцев. Реальные доходы сократились на четверть по сравнению с 2014 году, а средняя заработная плата упала до $186. По оценкам ООН, 80% украинцев сейчас живут менее чем на $5 в день.

Существуют скромные успехи в энергетическом секторе: повышена его прозрачность, снижено потребление газа, сокращены закупки газа напрямую из России за счёт реверса из ЕС, обеспечена большая энергетическая безопасность.

Тем не менее, до сих пор не создан независимый регулирующий орган, не принимается пакет законов, необходимых для дальнейшей модернизации энергетического сектора, энергоэффективность не является приоритетом для правительства, в сфере энергетики нет честной рыночной конкуренции в то время, как большинство энергетических активов по-прежнему контролируется олигархами. Украинцы стали платить за тепло более, чем в 4 раза больше, субсидии же предоставляются госкомпании «Нафтогаз», а не непосредственно домохозяйствам. 

Половинчатые реформы 

Политическая легитимность украинской власти была восстановлена через президентские и парламентские выборы прошлого года. Политический плюрализм и конкуренция, которая отличает Украину от России, по-прежнему существует.

Тем не менее, есть признаки административного давления и авторитарного злоупотребления властью. Низкая явка прошедших недавно местных выборов показала, что украинцы разочарованы правящим классом страны. Они чувствуют, что реформы не решают основные проблемы политической и социальной жизни.

Примерами половинчатых мер являются конституционные поправки по децентрализации или предлагаемые судебные реформы, направленные на сохранение существующего статус-кво.

В прошлом году имели место определенные подвижки в децентрализации. Были несколько усилены полномочия местного самоуправления: администрация и финансирование. Тем не менее, до сих пор не внесены необходимые изменения в конституцию и законы, поскольку они зависят от более широкой динамики конфликта на Донбассе. В политической элите нет согласованного видения, какой должна быть политическая система Украины, чтобы обеспечить реальное разделение власти, но избежать захвата государства.

Украинская армия стала одной из крупнейших военных сил в Европе, увеличиваясь в размере со 146 000 до 280 000. Расходы на безопасность выросли до 5% ВВП в 2016 году, составив $4 млрд. Однако уровень коррупции в армии, особенно в зоне военных действия на Донбассе, остается очень высоким. Официальные статистические данные показывают, что по крайней мере 30% потерь относятся к небоевым и связанны с плохим управлением. Украина потеряла значительную часть своих военно-воздушных (в конфликте в Донбассе) и военно-морской сил (с присоединением Крыма), также до сих пор не удалось добиться восстановления принципа единоначалия вооруженных сил: ВСУ, Национальной гвардии и добровольческих батальонов. 

Основные препятствия 

Неотъемлемой чертой политических элит Украины остается безнаказанность. Не были доведены до конца громкие дела о коррупции бывших чиновников при Януковиче, таких, как бывший министр юстиции Елена Лукаш, власти не расследуют должны образом обвинения в коррупции в отношении своих нынешних политических союзников.

Все это показывает, что неуважение к закону остается стандартной практикой. Решения по делам по борьбе с коррупцией и руководство правоохранительных органов, судебных и силовых структур, остаются во власти политиков, хотя и не одного клана, как это было при Януковиче.

Согласно отчету специального мониторинга ОЭСР новое антикоррупционное законодательство значительно улучшили правовую основу в сфере госзакупок. Тем не менее, доля государственных контрактов, проводимых без конкурсных процедур, все еще слишком высока.

Одним из примеров, где правоохранительной системе Украины не удалось добиться ощутимых результатов, является её неспособность вернуть активы, якобы, украденные режимом Януковича.

Опросы общественного мнения показывают, что большинство украинцев слабо верят в успех реформ (около 70%), граждане считают, что основный проблемой является правительство и олигархи, только 30% указали, что основным препятствием для реформ является война на Донбассе.

В современной социальной, экономической и политической ситуации украинцы скорее беспокоятся о своем собственном экономическом и материальном выживания, чем о реформировании своей страны. Согласно данным Фонда демократических инициатив, «каждый третий украинец больше не может терпеть дальнейшее снижение уровня жизни» и «каждый четвертый гражданин не верит в успех реформ».

Эти цифры должны стать жестким предупреждением властям. В то же время олигархи, несмотря на финансовые потери, сохранили своё неформальное влияние на систему власти. Их действия зачастую направлены на достижение личной выгоды, а не на модернизацию государства. Особенно это касается президента страны Петра Порошенко, который вопреки предвыборным обещаниям расширяет свою бизнес-империю. Согласно украинской прессе, он единственный среди олигархов, кто смог увеличить своё состояние после Евромайдана. 

Нет согласованного и устойчивого видения 

Нет никаких сомнений, что коррупция остается самой большой угрозой для национальной безопасности Украины. Институциональные реформы должны рассматриваться Западом не как «искусство возможного» для Украины, а как жизненная необходимость, вне зависимости от тех рисков (мнимых или реальных), которые несет политика России.

Внутренние политические риски остаются высокими и гражданское общество всё чаще обращаются к «радикальным» реформ. Гражданское неповиновение перерастает в конфликт, как это было в случае с блокадой Крымского полуострова или захватом здания горсовета на выборах в Кривом Роге.

В то же время, официальный Киев не успевает за происходящими событиями. Порошенко не предлагает устойчивую политическую перспективу, он обеспечивает постоянную безнаказанность в обмен на политическую лояльность.

Западу пришло время принять избирательную стратегию. В целом реформы буксуют, поскольку реформаторы находятся в меньшинстве и нуждаются в помощи. Нужно проводить постепенные изменения по ключевым приоритетным направлениям наряду с коммуникацией и образованием населения, чтобы вновь привлечь симпатии разочарованных украинцев.

Вместо того, чтобы полагаться на конкретных политиков, Запад должен сосредоточиться на постепенном реформировании государственных институтов. Неотъемлемой частью этого должны быть реформы системы образования, чтобы вырастить новое европейское поколение украинцев. Это может уменьшить сопротивление реформам, поскольку (большей) части общества требует больше времени, чтобы принять те изменения, которые правительство вынуждено проводить.

Экономические проблемы Украины были недооценены и не правильно поняты западных экспертным сообществом. Запад должен понять, что стране явно не хватает экономической траектории, чтобы провести модернизацию. Модернизация требует гораздо больше поддержки. Большая помощь в свою очередь требует большей прозрачности, подотчетности и эффективности государства и намного лучшей бизнес-среды – то есть реформ.

Обзор Европейской политики соседства (ENP) обозначает экономическое развитие и создание рабочих мест как первоочередные задачи для Украины. Надо отдать должное, Европейский союз создал институты, чтобы оказать помощь, в частности, Консультативную миссию по реформе сектора гражданской безопасности (EUAM) и Группы поддержки Украины (Ukraine Support Group). Тем не менее, они должны работать лучше. Если внутренние реформы не будут проведены, Запад получит на своих границах хрупкое, разочарованное государство, которое вернется к сферу влияния России.

Материал подготовлен экспертом Центра «Tabula» Константином Чубарем.

Поделиться статьей: