Трудовая миграция в рамках Евразийского Союза на примере Киргизии: статус-кво, сценарии развития, рекомендации

Трудовая миграция в рамках Евразийского Союза на примере Киргизии: статус-кво, сценарии развития, рекомендации

Д. Бердаков заместитель директора Фонда «Евразийцы-новая волна»

«Трудовая миграция Кыргызстанцев в рамках ЕАЭС: статус-кво, сценарии развития, рекомендации»

Статья написана в рамках подготовки к выступлению на круглом столе, посвященном миграционным проблемам, организованном дискуссионным клубом "Пекир"

 

Примерно каждый десятый кыргызстанец трудится в России. 550 000 кыргызстанцев работающих в РФ из 6-миллионного населения страны пересылают каждый год суммы сопоставимые и превышающие бюджет страны по расходам (примерно 1/3 ВВП). Экономическая деятельность сотен тысяч кыргызстанцев в России создает условия для развития банковского, авиационного, строительного сектора в республике, а также позволяет возмещать стареющее население РФ ментально близкими, русскоговорящими кадрами.

Работа в России в статусе нелегального мигранта формировала у кыргызстанских мигрантов вовлеченность в криминальные связи. Компактное закрытое проживание вне закона, незащищенность и бесправность ввиду нелегального статуса, поборы силовых ведомств - эти и другие факторы позволяли вовлекать в деструктивные религиозные движения (в том числе и ДАИШ). После вступления в ЕАЭС трудовые мигранты из КР в РФ приобрели почти такие же экономические права, как и граждане России. Это делает трудовую деятельность граждан КР в РФ более открытой, а самих мигрантов менее подверженными вовлечению в экстремистские группировки.

Вступление КР в ЕАЭС, упростило работу граждан Кыргызстана в России.

В частности были отменены патенты и специальные разрешения на работу, экзамены на знание языка, культуры, истории и законодательства, которые ранее действовали. Теперь трудящиеся могут находиться без регистрации на территории России до 30 суток, а в случае пребывания свыше этого срока им необходимо встать на миграционный учет.

Согласно данным ФМС от 16 января 2016 года, количество граждан Кыргызстана, находящихся на территории России, продолжает расти, за минувший месяц, увеличившись на 2%. В настоящее время их число составляет 553 тысячи 910 человек. Количество граждан Таджикистана за месяц уменьшилось на 3,8% и составляет 862 тысячи 321 человек. Для сравнения на 5 ноября 2015 года количество мигрантов из Таджикистана составляло 933 155 человек.

Количество граждан Узбекистана падает чуть быстрее - на 4,1% за месяц, на 18,6% по сравнению с годом раньше, на 22,2% по сравнению с двумя годами раньше. В настоящее время на территории России находится более одного миллиона восьмисот тысяч узбекистанцев.

Если мы сравним ситуацию Кыргызстана, вступившего в ЕАЭС и ситуацию наших соседей по региону, то увидим очевидные плюсы с точки зрения трудоустройства сотен тысяч трудоспособного населения в странах ЕАЭС (в основном в РФ). Очевидно, что по мере развития экономического кризиса в РФ будет расти безработица, поэтому будет происходить снижение количества трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистана.

Численность мигрантов из Средней Азии начала снижаться еще в 2014 году, когда проявились первые сложности в экономике. Но особенно явным этот процесс стал с началом 2015 г. С одной стороны, вступили в силу новые миграционные правила, заставлявшие мигрантов приобретать патент. С другой стороны, в полной мере сказались последствия глубокого кризиса в экономике.

Кроме того, еще в 2014 г. были введены ограничения, в соответствии с которыми жители «безвизовых» стран СНГ могли работать в России не более 180 дней в течение года. За нарушение миграционного режима ФМС начала закрывать им въезд в РФ на 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести нарушения. Причем сам нарушитель о наличии запрета на работу в РФ не информировался, узнавая об этом лишь при попытке въезда.

Сильнее всего сократилось число работающих в РФ граждан среднеазиатских государств, которые не являются участниками ЕАЭС. Своего максимального за последние два года уровня трудовая миграция из Средней Азии достигла в начале 2014 г. с тех пор идет спад.

Россия вышла на первое место в мире по числу принимаемых мигрантов - свыше одного миллиона граждан Украины спасаются на нашей территории от смерти, от нищеты - сказал спикер парламента РФ Сергей Нарышкин. Это также оказывает давление на трудовых мигрантов в РФ.

Это свидетельствует о том, что команда президента КР Алмазбека Атамбаева заранее сделала выводы, что для поддержания социальной стабильности в КР необходимо или создать рабочие места (речь идет о сотнях тысяч рабочих мест), или способствовать выезду работоспособного населения на заработки в страны ЕАЭС. Для этого президент Кыргызстана форсировал вступление республики в ЕАЭС на столько быстро, на сколько это было возможно, а также неоднократно лично вел переговоры по выведению из черных списков трудовых мигрантов в РФ. И добился впечатляющих результатов: так на начало 2015 года число запретников, совершивших различные правонарушения составляло 193 тыс. граждан, а на конец - уже 118 тыс.

После вступления в ЕАЭС граждане Кыргызстана работают в России без патентов, квот, сдачи экзамена на знание русского языка, и других разрешительных документов, что, в общем, позволяет минимально экономить для одного трудового мигранта не менее 50 000 рублей ежегодно. Это позволило переломить тенденцию роста возврата трудовых мигрантов в республику и, по сути, спасти республику от голодных бунтов и еще большего падения экономики. Если бы более чем 50 тысяч человек не были бы выведены из черных списков, а еще сотни тысяч кыргызстанцев попали бы в черные списки в силу усложнившихся правил работы в РФ для не граждан стран ЕАЭС, то это бы стало мощнейшей подпиткой для экстремистских групп в КР, а также для внутри клановой дестабилизации.

С учетом падения уровня реальных доходов граждан КР трудящихся в ЕАЭС и повышения конкуренции необходимо поднимать уровень квалификации трудовых мигрантов и создавать трудоемкие производства в КР.

Девальвация рубля привела к тому, что в 2015 году граждане Кыргызстана перевели на родину $1 млрд. 416 тыс., что по сравнению с 2014-м меньше на $200 млн, а в 2013-м годовой объем был больше на $700 млн. Но в рублевом эквиваленте количество переводов даже увеличилось! Однако, существует опасность дестабилизации социально-политической обстановки в КР, если снизится общий уровень переводов в силу падения рынка неквалифицированного труда в РФ. Для предотвращения этого сценария необходима национальная программа развития среднего-специального образования для рынков труда ЕАЭС с привлечением в целевые ПТУ финансирования инвесторов (нанимателей) из стран ЕАЭС. Есть устойчивый миф о том, что трудовая миграция способствует накоплению человеческого капитала. Этот миф базируется на представлении, что мигранты обучаются новым профессиям, повышаются их профессиональные навыки в тех сферах, которые не доступны и не развиты на родине. Однако данные многих исследований показывают, что большая часть мигрантов трудоустраиваются в принимающих странах в низко оплачиваемых сферах и далеко не все могут поднять сой профессиональный уровень. А от профессионального уровня зависит и востребованность на рынке труда.

Свыше 5 миллионов новых рабочих, аграрных и технических специалистов сегодня готовы принять на работу компании, предприятия и хозяйства российских регионов – таковы данные экспертов независимого информационно-аналитического портала W-City.net. За первое полугодие 2015 года в РФ еще более увеличился разрыв рынка труда и образования - учебные заведения продолжают штамповать тысячи не востребованных профессионалов и специалистов, которые пополняют армию безработных. Вместе с тем, стремительно растет спрос на рабочую силу со средним профессиональным образованием - за последние 5 лет число экономически активных граждан со «средне-специальным» сократилось на 25 %.

Все это заставляет задуматься о всей системе среднего и высшего образования в Кыргызстане. На сегодняшний день подготовка кадров в КР со средним профессиональным образованием ведется по 100 специальностям. Количество бюджетных мест составляет 4 515 (на 2105 год), из них 58% выделено под специальности, соответствующие страновым приоритетам (18% - педагогические специальности, 36% - медицинские, 3% - транспорт и др.).

За последние несколько лет  для поступления на бюджетное обучение ежегодно выделялось примерно по 5 700 грантовых мест в системе высшего образования. Учитывая то, что большинство выпускников ВУЗов не работают по специальности возникает вопрос есть ли смысл готовить целый спектр специальностей за государственный счет? Не выгоднее ли в социально-экономическом плане развивать средне-специальное образование с переброской бюджетных средств в ПТУ.

Согласно данным Бегайым Орозакуновой, главного специалиста Агентства профессионально-технического образования при Министерстве труда, миграции и молодежи около 70% выпускников начальных профессиональных учреждений трудоустраиваются в первые же месяцы после окончания обучения.. Заработная плата зависит от разряда, но в среднем они могут получать 20-30 тыс. сомов в месяц. Выпускники же вузов ищут работу по профессии в течение года, трудоустраивается лишь 14-20%.

В свете этого необходимо разработать и внедрить программу превращения республики в кузницу средне-специальных трудовых профессий.

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС – это взвешенная позиция политических элит Кыргызстана по сохранению социально-экономической модели страны, базировавшейся кроме реэкспорта товаров в страны ЕАЭС и на переводах трудовых мигрантов. Учитывая, что сейчас в Кыргызстане отсутствуют производства, которые могут трудоустроить значительные массы низкоквалифицированной рабочей силы, то экспорт трудовых ресурсов при всех минусах этой модели экономического развития остается единственным доступным способом выживания в краткосрочном периоде для сотен тысяч кыргызстанцев и их семей в КР. Хотя в долгосрочной перспективе очевидно откровенное равнодушие в отношении решений проблем трудовой миграции через создание сотен тысяч рабочих мест в рамках Кыргызской Республики не способствует укреплению основ суверенитета страны. Процесс развала семей, массовой миграции трудоспособного, наиболее пассионарного, творческого населения, проблема детей, которых растят бабушки и внуки без должного надсмотра и целый комплекс других проблем дают понимание того, что трудовая миграция, это временный шаг по спасению населения и социального спокойствия, но не постоянная палочка выручалочка для безответственных политиков.

Поделиться статьей: